Консультация с родителями «Все о перелетных птицах»
Вот и закончилась холодная зима со своими морозами и холодами. Наступила долгожданная весна. Всё изменилось вокруг: тёплое солнце отогревает город, журчат весёлые ручейки и повсюду слышны птичьи трели.
Приход весны издавна символизируют птицы, первыми прилетающие из теплых краев. Мы вспоминаем известное стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Травка зеленеет».
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…
В воспитании подрастающего поколения немаловажную роль играет общение ребенка с живой природой.
О том, что птицы - друзья и помощники человека, мы знаем уже давно.
Для формирования стойких представлений о разнообразии перелётных птиц, их названиях, сфере обитания и особенностях жизнедеятельности весной нужно:
1.вспомнить вместе с ребёнком, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, почему осенью птицы улетали в теплые края на зиму, а сейчас вернулись;
2.рассмотреть иллюстрации с изображением перелётных птиц, обсудить их внешний вид и отличительные признаки;
3.назвать перелётных птиц при рассматривании, объяснить, почему они улетают и называются перелётными, какую пользу приносят перелетные птицы;
4.по возможности понаблюдать за жизнью перелетных птиц весной, научить ребенка узнавать знакомых птиц, находить общие и отличительные признаки этих птиц;
5.учить ребенка бережному отношению к живой природе.
Что же надо рассказать ребёнку о перелетных птицах?
К перелётным птицам относятся: ласточки, стрижи, иволги, кукушки, гуси, утки, лебеди, цапли, скворцы, грачи, зяблики, журавли, трясогузки, аисты, жаворонки, дрозды, малиновки, соловьи и др.
Дети должны знать, что перелётные птицы – это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края, а весной вновь возвращаются к нам.
Одними из первых можно встретить грачей, потом прилетают скворцы, жаворонки и трясогузки.
Первой прилетающей птицей, которая появляется уже в марте является скворец. В народе говорится: «Скворцы прилетели, значит весна пришла!»
Почти одновременно со скворцами прилетают в начале марта грачи. Существует примета: «Грачи прилетели, значит через месяц снег сойдет.» и как правило так всегда и происходит.
Чуть позже, примерно к середине апреля прилетают дрозды. В народе существует примета, которая гласит: «Дрозды прилетели, морозы на нет сошли».
В первой половине мая возвращаются соловьи. Существует примета: «Соловьи запели, значит весна расцвела».
Перелетные птицы – насекомоядные.
Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.
Какую пользу приносят птицы :
Они уничтожают вредных насекомых, их личинки, вредителей садов, лесов и огородов. Истребляют сорные растения. А кукушки, иволги - единственные птицы, которые поедают волосатых гусениц, которых не трогают остальные птицы, т. к. они забивают их желудок, горло, волосами. Поэтому они приносят особо большую пользу.
Как летят птицы:
Мелкие птицы летят стаей. Крупные - строем: журавли - углом, клином; гуси летят дугой или косой веревкой (шеренгой); утки - поперечной веревкой, шеренгой.
Летят больше ночью, т. к. меньше опасностей в пути. На отдыхе стая выставляет караульных птиц.
Врагов при перелете у птиц много. Это соколы и другие хищные птицы, звери, когда птицы отдыхают между перелетами на земле.
Также большую опасность во время перелета представляет дождь, во время которого плохая видимость, перья птиц намокают и становятся тяжелыми. Еще один враг это туман. Во время тумана много птиц разбиваются о скалы или другие препятствия.
Перелет выдерживают только очень сильные и крепкие птицы, которые хорошо летали, питались и хорошо отъелись перед перелетом.
В чужих краях птицы песен не поют и гнезда не вьют.
Рекомендации родителям:
1.организовать прогулку в весенний парк, сквер, обращая внимание ребёнка на яркое весеннее солнце, лужи, ручейки, птиц ближайшего окружения;
- организовать семейные путешествия в художественные и краеведческие музеи, галереи, выставки изобразительного искусства;
3.привлекать ребёнка к кормлению птиц, наблюдению за их поведением;
- обсудить вместе с детьми смысла и содержания пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет, сведений из народного календаря о птицах;
5.почитать и обсудить рекомендуемые произведения современной и зарубежной литературы; обогащая «читательский опыт» ребёнка;
- поиграть в развивающие игры, направленные знакомство детей с изменениями в природе, с птицами: «Найди ошибку», «Сгруппируй…», «Найди отличия…» и др.;
7.привлекать к рисованию по впечатлениям прочитанных произведений, наблюдаемых природных явлений.
Уважаемые взрослые!
Ребёнку будет очень интересно, если Вы вместе с ним сходите в детскую библиотеку и возьмёте познавательные книги о птицах. Обязательно почитайте их детям.
Желаем Вам теплых интересных вечеров с вашими детьми! Всего доброго!
Суздалева Ю.О.