Как пополнить словарный запас ребенка дошкольного возраста?
Речь ребенка является показателем его психического развития. Хороший словарный запас – условие полноценного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, успешного обучения в школе. Правильная речь имеет ряд характеристик: звукопроизношение, связная речь, грамматические нормы, которые находятся в компетенции логопеда. В отличие от этих сторон речи, родитель может пополнить словарный запас ребенка, не прибегая к помощи специалистов.
Чтобы ребенок регулярно «применял слово на практике», он сначала должен его где-то услышать, понять его значение, запомнить (включить в пассивный словарь) и потренировать в разных предложениях (включить в активный словарь).
После года применяются различные методы для расширения словарного запаса ребёнка.
Первым таким методом является метод наблюдения. Наблюдать с ребенком можно за чем угодно. Осматривать помещения, в которых вы бываете (свои комнаты, комнаты в гостях, помещение в детской поликлинике и т.д.), наблюдения за различными явлениями природы, за животными, птицами, насекомыми и т.д. Главное в этом процессе комментировать всё происходящее. Необходимо называть словом отдельные ощущения, которые испытываете вы, и которые испытывает ребёнок. Наблюдения должны быть интересны Вашему ребёнку, не следует заставлять его наблюдать за чем-либо, если он этого не хочет. Во время наблюдения не следует перегружать внимание ребёнка мелкими деталями. Так как ребёнок познаёт мир разными анализаторами, необходимо подключать их в том количестве, в котором это возможно (разрешите ребёнку потрогать предмет, за которым вы наблюдаете, если это возможно, понюхать его, попробовать на вкус и т.д.). Чем больше анализаторов будет включено в процесс, тем лучше. Самое главное в комментариях к наблюдению – речевой образец. Во-первых, Ваша речь должна быть грамотной, без содержания слов-паразитов, а во-вторых, Вы должны истолковывать смысл непонятных для ребёнка слов.
Второй метод – рассматривание картин и картинок. Специфика этого метода в том, что преобладающее место при рассматривании картинок занимает Ваша речь (толкование слов, сравнение их по смыслу, объяснение и т.д.). Благодаря рассматриванию картин и картинок растёт пассивный словарь, в речь ребёнка вводятся новые слова, он учится видеть и понимать смысл изображенного. Дети просто обожают рассматривать картинки из своих книжек. И родители могут не просто перечислять изображённые предметы, а пытаться объединить их в один сюжет и сочинять целые истории по картинкам. Те слова, которые вводятся в лексикон ребёнка, следует повторять несколько раз. Для детей старшего дошкольного возраста необходимо задавать вопросы, сопровождать рассматривание картин или картинок стихами, загадками.
Третий метод по обогащению детского словаря – чтение детям художественной литературы. Словарная работа выступает как важное звено в работе над текстом. Когда Вы читаете ребёнку произведения художественной литературы, Вы произносите одни и те же слова в разных сочетаниях, в разных контекстах. После трёх лет по ходу прочтения важно задавать ребёнку вопросы по поводу прочитанного, тем самым Вы будете активизировать словарный запас ребёнка. Главное, чтобы эти вопросы были непринуждёнными, а ребёнку было интересно на них отвечать. Кроме того, во многих литературных произведениях встречаются слова непонятные для детей, важно объяснить значения всех непонятных слов.
Следующий метод словарной работы – рассматривание игрушек. Этот метод очень важен для активизации словаря детей. Для него подходят все виды игрушек. Особое значение в использовании этого метода имеет кукла. Эта игрушка подходит как для мальчиков, так и для девочек. В лексикон ребёнка входит название частей тела, одежды, обуви, посуды, предметов мебели, предметов гигиены, в общем, практически весь бытовой словарь. Детей старшего дошкольного возраста знакомят и с материалом, из которого сделана игрушка или её части, поэтому важно в доме иметь игрушки из разных материалов и разной фактуры. Также в старшем дошкольном возрасте дети осваивают обобщающие слова. Лучше всего обогащать детский словарь обобщающими словами через игру. Например, устроить для любимой куклы или любимого зайки день рождения. И в процессе этой игры подумать, как поставить в комнате мебель, какую одежду надеть на именинника и не его гостей, какую посуду поставить на стол, из каких овощей и фруктов приготовить угощение и т.д.
С уважением ваш логопед!