Каким бывает недоразвитие речи?
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИИЕ РЕЧИ – это психолого-педагогический диагноз, который ставится детям с нормальным слухом и интеллектом, не произносящим или произносящим неправильно целый ряд звуков.
С научной точки зрения, фонематическое восприятие формируется в процессе естественного развития и начинает функционировать со 2-ого месяца от рождения. Как только ребенок начинает слышать и узнавать звуки речи, а именно голос мамы, то начинает функционировать фонематическое восприятие.
ВОСПРИЯТИЕ — психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира; в зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте В., различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное В. (Понятийно-терминологический словарь В.И. Селиверстова)
Фонематическое восприятие – это способность детей анализировать, улавливать и адекватно воспринимать звуки родной речи.
Д.Б. Эльконин фонематическое восприятие определяет как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании».
В структуру языковой системы входят три компонента: фонетика, лексика и грамматика. Фундаментом языковой системы является фонема (нормативный звук речи). Нормативные звуки речи, это членораздельные элементы произносимой речи, образуемые с помощью речевых органов. В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов.
При всех дефектах устной речи фонематическое восприятие нарушается. Эти нарушения проявляются как в произносительной стороне речи (машина «масина», велосипед «весипед») так и в грамматическом строе речи (пять карандашей «пять карандашов» и т.п.). Нарушается понимание в восприятии и в значении слов, например: скворец – это?.....дети поясняют как дворец, где живет принц и принцесса.
ВЫВОД: из-за нарушения фонематического восприятия звучание и значение слова оказываются разорванными!
Нарушение фонематического восприятия в любом случае остается ключевым моментом в коррекции дефекта речи.
Учитель-логопед Загоскина Е.А.