Задержка речевого развития - рекомендации для родителей

07.12.2022, 115 просмотров.

Задержка речевого развития - рекомендации для родителей

Отставание в речевом развитии не повод для паники, но задуматься необходимо. Что же делать, если этапы речевого развития идут у вашего ребёнка с задержкой?

Прежде всего, необходимо обратиться за помощью к вашему участковому врачу, ведь он наблюдает вашего ребёнка с рождения. Именно он порекомендует вам обратиться к детскому неврологу и логопеду. Ведь при решении любых проблем, связанных с развитием ребёнка, имеет большое значение комплексный подход. Именно невролог сможет определить причину задержки речевого развития, назначит, по необходимости, лекарственные средства и физиопроцедуры, а логопед подскажет упражнения, которые помогут развивать речь ребёнка  домашних      условиях,   возможно, порекомендует         посещение  логопедических занятий.

 

Как же сама мама может помочь своему ребёнку?

- Комментируйте свои действия и действия ребёнка в течении дня, ночувствуйтеграницу,когда ребёноквасещёслушает,акогдаужене обращаетвнимание на вашу фоновую речь. Используйте простые слова и фразы, понятныеребёнку и следите за темпом речи. Быстрая речь не позволяет выделять слова изпотока.

- Играйте с малышом в подвижные игры, игры на тактильное взаимодействие, игры-щекоталки, игры-потешки. Здесь помогают эмоции и ощущения. Играйте в игрына подражание.Это могут быть игры на повторение движений, которые сопровождаются ритмическими стихами, потешками. Очень хорошо подключать музыкуи танцы.

- Для фразовой речи нужны глаголы, используйте их и вводите вречь,играя с ними"тяни", "неси", "кати", "дуй"ит.п.

- Не перегружайте ребенка телевизионной, видео и аудиоинформацией.

- Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу.

- Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «сорока-белобока» или пальчиковую гимнастику.

Важно не отпугнуть ребенка настойчивым «Скажи»,«повтори»лучше применять различные игрушки,«Делай как я».

- Замечательно, если ребенок участвует в совместной бытовой деятельности вместе с взрослыми: вместе с ними покупает продукты, убирает дом,готовит пищу, шьет ит.д. Все совместные действия необходимо сопровождать четким, продуманным комментарием. –Привлекайте ребенка к работе по дому: закладывая белье в стиральную машину, сопровождайте свои действия комментарием пусть малыш подаст вам необходимые вещи; по возможности старайтесь готовить пищу совместно позвольте ребенку бросить овощи в суп, расставит посуду и т.п. Такие совместные действия способствуют не только развитию навыков самообслуживания, но и развивают понимание речи, обогащают лексикон ребенка прилагательными, наречиями и др. Совместное приготовление пищи поможет закрепить в словаре ребенка многие глаголы, в том числе с близким значением: жарить, варить, печь, кипятить, чистить, солить и т.д. Обращайте внимание ребенка на запах при приготовлении пищи, в следующий раз попросите угадать ребенка по запаху, что готовится на кухне.

 

На начальных этапах всякая речевая реакция ребенка подхватывается, поощряется, допущенные ошибки не исправляются.

- Не следует удовлетворять все потребности ребенка, не дожидаяськакого-либо проявленияпросьбы.

- Обращайте внимание ребенка на словесное обозначение характераразличных звуков: шуршание, скрип, бульканье, звон, шелест, стук, крик и т.п.

- Прислушивайтесь к звукам комнаты, звукам за окном, на улице; сопровождайтеэтот процесс комментарием. Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов, обозначающих услышанное им: шум, шаги, стуки и т. д.

- Не требуйте от ребенка повторения сложных слов, не заставляйте несколько раз повторять ставшее доступным для ребенка слово. Подобные действия способствуют усилению речевого негативизма ребенка. Родители не должны на начальных этапах работы добиваться четкого произнесения какого-либо звука, слова. Следует поощрять любое проявление речевой активности, при этом демонстрируя верный образец речи.

- Используйте большое количество обычных, бытовых, природных материалов для игр, зачастую они вызывают у детей больший интерес,  чем «промышленные» игрушки. Например, для закрепления названий цветов и оттенков можно использовать различные резинки для волос. Когда ребенок чем-то расстроен, плачет, успокойте его, предложив ему старую сумку с «волшебными» вещами: детям, как правило, нравится разглядывать разные предметы, собранные в таких сумках; если предметы будут иметь простые названия, рано или поздно ребенок на эмоциональном подъеме захочет повторить их. Не оставляйте эту сумку в досягаемости ребенка, не используйте ее слишком часто, и тогда ребенок не потеряет к ней интерес.

- Лучше читать детям сказки, доступные для их понимания и самостоятельного произнесения простых повторяющихся элементов: «Бабка за дедку, дедка за репку»; «Я от бабушки ушёл, Я от дедушки ушёл» и т.д. При этом не следует знакомить ребенка с более, чем одной сказкой в неделю: целесообразнее использовать многообразие книг (с наклейками, с сенсорными вставками, объемные, стилизованные и др.), но с одинаковым речевым материалом.

  • Совместные прогулки с ребенком - уникальный и в то же время естественный для ребенка обучающий процесс. Гуляя с ребенком, обращайте внимание на пение птиц, шелест деревьев, пофантазируйте (не забывайте, что при этом ваши высказывания должны быть простыми, конкретными, понятными ребенку), о чем думают птицы и деревья, что они говорят друг другу. Рассматривайте с ребенком облака, снежинки, листья - на что они могут быть похожи? Старайтесь подбирать для сравнения простые образы, выражаемые простыми словами, которые бы ребенок мог повторить.

Учитель-логопед Загоскина Е.А.

Фотоальбом
Выставка творческих работ, посвященная 75-летию Великой Победы
Выставка детских рисунков отборочного тура городского конкурса "Юный огнеборец"
Выставка детских рисунков отборочного тура конкурса "Портрет моего прадеда"
Акция #СадПамятиДома
Акция #Окна_Победы
Проект «Медали моего деда»
Всероссийская акция «Георгиевская  ленточка»
Акция "Бессмертный полк-онлайн"
Всероссийская акция "Фонарики Победы"
Выставка фотоколлажей "Вместе дружная 7-я"
Выставка рисунков "Моя семья"
Фото - конкурс "Папа, мама, я - спортивная семья"
Выставка  отборочного тура городского фотоконкурса "Моё безопасное детство "
Акция "Яблочко от яблони..."
Конкурс "Летние вкусняшки"

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!