«Развивающая деятельность в детском саду и дома»
В возрасте двух-трех лет очень важно физическое развитие: координация и согласованность движений. Чем лучше ребенок знает свое тело, то есть может контролировать его и управлять им, тем проще ему познавать окружающий мир и осваивать новые, неизвестные для него ранее виды деятельности.
Большая моторика - это все те движения, которые связаны с передвижением тела в пространстве - бег, подпрыгивание вверх, перешагивание, подъём и спуск по лестнице, удары по мячу ногой, сохранение равновесия.
Мелкая моторика - это точные и плавные движения рук, а также их координация со зрением (например, когда необходимо взять из ряда лежащих игрушек именно ту, которую хочется) рисование линий, строительство башен домов из 4- 6 кубиков, разрезание бумаги, держа ножницы одной рукой.
Познавательное или интеллектуальное развитие рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия). Ребенок в два года реагирует на музыку или ритм, качаясь и приседая в такт; выполняет простые указания и просьбы, предполагающие два-три действия; повторяет части детских стишков или рассказывает их вместе с кем-нибудь из взрослых; стремится разобрать на части или разломать предмет, чтобы изучить его (проявление исследовательской позиции); знает 130-200 слов; объединяет слова в простые предложения и короткие фразы.
В этом возрасте речь является основным, ведущим психическим процессом, который в значительной мере влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Период от 1,5 до 3 лет самый чувствительный для активного развития речи. В этом возрасте мозговые структуры, ответственные за речь, оказываются наиболее восприимчивыми к влиянию среды, способствующей усвоению родного языка. Речь развивается сразу в нескольких направлениях: осваиваются грамматические правила построения фраз, заканчивается овладение произношением звуков речи, развивается способность связно выражать мысли в речевой форме, совершенствуется понимание речи.
Социальное развитие включает в себя умения и навыки ребенка взаимодействовать с внешним миром и общаться с другими людьми. Необходимо отметить, что в данном возрасте большое значение приобретают навыки самообслуживания. К двум годам ребенок проситься и ходит на горшок; заинтересованно относиться к процессу одевания ,пытается самостоятельно одеться; моет и вытирает руки; ест самостоятельно и умеет пить из чашки; умеет самостоятельно пользоваться вилкой, ложкой; чистит зубы с помощью взрослого; имитирует поведение взрослого.
К трём годам ребёнок становится очень любознательным и самостоятельным, требует больше внимания со стороны взрослых. Это переломный момент, который можно рассматривать как итог развития ребенка от его рождения. В три года малыш уже имеет достаточно обширный круг знаний об окружающем мире - он познакомился с ним через собственную деятельность и общение, с помощью книг и мультфильмов. В этом возрасте значительные качественные изменения происходят в социальной и интеллектуальной областях развития. Что касается физического развития ребенка, то здесь в основном тренируются и совершенствуются уже имеющиеся навыки и умения.
Интеллектуальное развитие к трем годам: ребенок знает 1200-1500 слов, не только знает и понимает слова, обозначающие реально воспринимаемые 'сейчас' предметы, но и представляет образы предметов, которые не находятся непосредственно в поле его зрения; знает 5-6 форм (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник); 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый и черный); знает такие понятия, как 'один - много', 'большой - маленький'; понимает предлоги 'на', 'под', 'за', 'перед', 'в'; может сложить по представленному образцу картинку из З-5 частей; начинает ориентироваться в пространстве (запоминает дорогу к магазину, в парк, к бабушке, в детский сад); отгадывает загадки; слушает сказки, рассказы, стихи, заучивает их; рисует, лепит, занимается аппликацией или конструированием, чаще всего с помощью взрослого.
В социальном развитии трёхлетний ребёнок продолжает развиваться и совершенствовать навыки самообслуживания, но большое значение приобретают и навыки общения и взаимодействия с другими людьми, в первую очередь со сверстниками.
Что касается навыков самообслуживания, к трем годам ребенок ест самостоятельно, соблюдая при этом гигиенические навыки и правила поведения; одевается самостоятельно: справляется с молнией, застегивает крупные пуговицы, надевает обувь; умеет попросить взрослых о помощи.
Сфера общения характеризуется следующим: ребенок начинает ощущать необходимость партнеров для совместных игр; появляется способность играть не рядом, а вместе с другими детьми, воспринимать некоторые правила и подчиняться им; ребенок называет других по имени; ребенок понимает опасность и стремится избежать опасных