«Как и какие книжки читать детям раннего возраста»
«Книга для детей – это в самом деле хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту».
К.И. Чуковский
Детям, даже самым маленьким, книги нужны не меньше, чем родительская любовь или хорошее питание.
Детское чтение – это не простое чтение, это совершенно особый процесс, ведь текст малыши воспринимают на слух, в отличие от школьников и взрослых. Это занятие творческое, связанное с воображением и эмоциями. Результат такого творчества зачастую не материален, но он имеет огромную ценность, потому что сказывается на формировании мышления и характера ребенка. В связи с этим текст, который вы читаете ребенку, требует не просто озвучивания, механического воспроизведения. Его надо обыграть, постепенно создавать голосом образы героев произведения. Это только на первый взгляд кажется легким. На самом деле, как показывает опыт многих воспитателей и родителей, буквально через страницу ребенка начинает одолевать сон, ему становится скучно, интерес к такому времяпрепровождению пропадает, и вернуть его очень трудно. Для того чтобы чтение стало радостью, важно не только создать настроение у ребенка, но и взрослый должен испытывать интерес к этому.
Не нужно забывать, что чтение с ребенком – это общение, разговор. В процессе чтения вы ведете диалог с ребенком: отвечаете на его вопросы, утешаете его или смеетесь вместе с ним.
Если для взрослого чтение – это прежде всего способ отрешиться от реальности, совершить путешествие в придуманный мир или почерпнуть полезную информацию, для малыша книга представляет совсем иную ценность: она дарит ему минуты общения с близкими и их внимание, в которых он так нуждается. Однако со временем этот приятный совместный досуг принесет интеллектуальные плоды, если вам удастся привить малышу вкус к чтению.
Чтение вслух как особый вид общения с ребенком подобно совместному исследованию или творчеству. Ничего, что ребенок чаще все-таки выступает в роли наблюдателя, а не активного участника: он слушает, смотрит и впитывает саму атмосферу общения с книгой. Сотворчество при общении с книгой позволяет незаметно, в игровой форме привлечь ребенка к самому процессу чтения, привить ему интерес к книге, что, безусловно, даст наилучшие результаты в будущем.
Прививать любовь к книгам нужно также через собственный родительский пример. Своим поведением родители дадут негласную установку, что чтение – незаменимая составляющая досуга. Невозможно заинтересовать ребенка книгами, если родители не читают. Если хотите привить ребенку любовь к литературе, читайте сами.
Особую роль родительское чтение вслух играет в речевом развитии малыша.
Учите его пересказывать, это будет тренировать его память и поможет усвоить новые слова. Вы можете обращаться к разным видам пересказа: родитель пересказывает, а ребенок вставляет необходимые слова или предложения; ребенок пересказывает, а взрослый направляет его мысль с помощью вопросов и уточнений; ребенок начинает пересказывать, взрослый продолжает, а ребенок заканчивает (или наоборот).
По возрасту:
От 0 до 6 месяцев - малыш прекрасно воспринимает стихотворные ритмы и различает интонации. Для первых чтений выберите поэзию: она даст первые представления об особом художественном языке, отличающемся от повседневного. Поскольку смысл содержания крохе еще не доступен, читать ему можно любых поэтов.
От 6 месяцев до 1 года - малыш научился сидеть и держать в руках предметы, ему можно давать книжки-игрушки – матерчатые, резиновые, картонные, музыкальные. Главное, на одной странице должен быть изображен один персонаж, чтобы малыш мог с легкостью его узнать, показать части.
От 1 до 1,5 лет – ребенок начинает активно интересоваться устной речью, но еще не умеет образно мыслить. В этом ему помогут короткие сказки с несложным сюжетом, где героями являются животные. Выбирайте книги с иллюстрациями.
От 1,5 до 3 лет – ребенок начинает говорить, понимать смысл многих слов.
В этом возрасте подойдут короткие рассказы. Сюжет должен быть простым и связным, с началом, серединой и концом: мотивы поступков героев – понятны. К 3 годам ребенок уже может фантазировать, представлять в уме образы героев, поэтому необходимость в картинках отпадает.
У сказки может быть рассказчик – им может выступить мягкая игрушка или кукла-рукавичка.
Не забывайте показывать театрализованный сюжет сказки при помощи пальчиковых кукол, фигурок.
Иллюстрации в детских книгах.
Общепринятое мнение, которое разделяют и педагоги, и исследователи: детская книга «должна быть яркой и красочной» : «Цвет… играет ведущую роль в процессе восприятия ребенком книги».
Это мнение, однако не разделяют многие художники детской книги. Конечно, для художника цвет имеет первостепенное значение, но цвет, присутствует и черных рисунках.
Другое дело, что современный ребенок мало сталкивается с черно- белыми иллюстрациями
Каждому художнику присущи своя манера, свои иллюстративные приемы.
Наличие картинок в книжке имеет для многих детей гораздо большее значение, чем их цвет. Ребенок, умеющий рассматривать и цветные и черно-белые иллюстрации, иногда может предпочесть черно-белые цветным как более выразительные.
Подтверждение того, что детям интересны не только цветные иллюстрации, но и черно-белые, является тот факт, что сами дети иногда рисуют простым карандашом или ручкой, не желая раскрашивать свои рисунки.
Стандартное представление взрослых о том, что детская книга «должна быть яркой и красочной» во многом определяет полиграфическое исполнение многих современных детских книг. Это очень яркие, аляповатые книжки – или с излишне натуралистическими, или с «мультипликационными» изображениями, отличающиеся «нагромождениями». Такие иллюстрации изменяют и искажают детское восприятие.