Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной работе ДОУ.
Детский туризм как эффективная форма активного отдыха позволяет при минимальных затратах времени увеличить резервы здоровья, восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области экологии, туризма, краеведения.
Организация работы по внедрению туризма в оздоровительную работу ДОУ включает в себя ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический и познавательный; умело сочетает в себе игру, спортивные упражнения, элементарные эксперименты, оздоровительную гимнастику.
Туристические прогулки или прогулки - походы способствуют повышению выносливости организма ребенка, устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, учат детей преодолевать различные препятствия, способствуют воспитанию любви к родному краю, воспитывают трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе.
В прогулках-походах важно предусмотреть оптимальные физические нагрузки, которые должны увеличиваться постепенно с учетом здоровья и двигательной подготовленности детей. Из всех форм организации физического воспитания в дошкольном учреждении именно прогулки - походы позволяют наиболее объективно спрогнозировать постепенное увеличение физических нагрузок. Следует учесть, что физическое напряжение во время похода определяется не только расстоянием и продолжительностью пути. Большое значение имеет состояние дороги, темп и качество ходьбы, включение таких интенсивных движений, как бег, прыжки, частота и продолжительность отдыха.
Одной из задач прогулок - походов является совершенствование движений в естественных условиях, обогащение двигательного опыта детей. Ребята в естественных природных условиях могут проверить свою ловкость, крепость рук, быстроту, силу, выносливость. Взрослые обеспечивают надежную страховку.
Следует учесть, что поход с детьми на природу требует тщательной подготовки, соблюдения техники безопасности. Прежде всего, проверяется запрограммированный маршрут, места стоянки и игр, расстояние, время движения. Важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом; продумать, какие движения целесообразнее использовать на тех или иных участках дороги с учетом естественных препятствий. Группу из 10-15 детей сопровождают не менее двух взрослых. Обязательно медицинская аптечка. Воспитатели должны уметь оказывать первую помощь при непредвиденных обстоятельствах.
Итог каждой прогулки-похода проводится сразу после её окончания по возвращении детей в детский сад. Необходимо проанализировать получение новых впечатлений, обогащение представлений, овладение новыми видами движений, туристскими навыками, выполнение социально значимой работы, проявление дружеских взаимоотношений. Детям очень важно получить оценку своих достижений. Она должна быть обязательно индивидуально направленной и объективной и учитывать особенности каждого ребёнка, стимулировать к дальнейшим достижениям.
Таким образом, дошкольный туризм решает не только воспитательно-образовательные, но и оздоровительные задачи, совершенствует двигательные способности детей, способствует освоению ими простейших туристических умений и навыков.
Инструктор по ФК Абрамова Е.И.