Как распознать манипуляцию ребенка?
Как распознать манипулятора?
- Вы сказали ребенку «нет», а в ответ услышали крики, вопли, истерический плачь. Или обвинение «ах так, я из-за тебя не попаду на День рождения». Или ребенок накуксился и делает вид, что не замечает вас, тем самым пытаясь вызвать у родителей чувство вины, хоть сам был не прав.
Причина такого поведения детей – в родителях. Часто такая тактика поведения как манипулирование воспитывается у ребенка самими родителями. Малыш легко понимает, что границы дозволенного можно растягивать до бесконечности, если родители идут на уступки во всём.
Способы манипулирования родителями:
Уловка № 1. «Гиперактивность» - превратиться в «реактивный самолет». Все, что для этого нужно, – стать очень активным. Везде лезть, все опрокидывать, громко кричать. Родители, естественно, вынуждены будут как-то реагировать.
Даже мамин окрик для малыша – это уже диалог и внимание, которого не хватает.
Ведь ребенок устал от одиночества, и ему все равно, какое оно, оказываемое ему внимание, – лишь бы было.
Уловка № 2. «Рассеянность» - стать «растяпой». Такой ребенок очень рассеянный. Он всегда все забывает, может несколько раз на дню спросить, как чистить зубы, как застегнуть курточку. Ребенок все делает медленно, нарочито разыгрывая из себя беспомощного, хотя на самом деле он все прекрасно помнит и все давно умеет. В сотый раз переспрашивая о чем-то, ребенок словно напоминает: «Эй, я здесь! Побудь со мной!»
Уловка № 3. «Болезнь или травма» - быть болезненным ребенком. Однажды заметив, в какой ужас привела маму его сыпь или температура, малыш запомнил ее реакцию и научился пользоваться своим положением. Ребенок твердо знает: родители бросят любые дела и сядут рядом, если он заплачет или пожалуется на боль.
Выводы, как с этим бороться?
Правило 1. Нужен позитивный настрой на все начинания. И, помните, манипулируют от недостатка внимания. Поэтому предложите ребенку заняться чем-то вместе со словами «Я помогу тебе одеть шапочку, а курточку ты умеешь одевать сам».
Правило 2. Избегайте того, чтобы ребенок чувствовал себя одиноким и ненужным. Делайте всё вместе, помогайте, но не делайте за него посильную работу, иначе он привыкнет к этому, и потом уже не переучишь.
Правило 3. Ведите себя с ребенком так, чтобы он чувствовал тепло и поддержку всегда, а не только тогда, когда болеет, плачет.
Правило 4. Берите активное участие в жизни своего малыша. Не сводите всё общение к понятиям «накормить, переодеть, искупать, уложить спать». Помимо этого, ребенку нужно ваше участие в его проблемах и радостях.
Правило 5. Последовательность в воспитании. Родители сами не замечают иногда, что требуют от ребенка кардинально противоположных вещей. То говорят, что он еще маленький, чтоб кататься на велосипеде, то говорят, что, наоборот, большой слишком, чтоб плакать и проситься на руки. Ребенок путается и начинает манипулировать, чтоб всё было под контролем и стало ему понятно.
Правило 6. Любовь не измеряется подарками, сладостями и прочей мишурой. Если вы несколько раз откупились таким образом от ребенка, то ждите манипуляций на этой почве.
Правило 7. Научитесь говорить твердое «нет». Если ребенок заметит, что вы вскоре изменяете своё мнение, то немедленно этим воспользуется в своих целях.
Манипулируют только теми родителями, которые сами это позволили. Переведите ваши отношения с ребенком в категорию более доверительных и потребность в обмане, притворстве и манипулировании исчезнет сама по себе. Рецепта, как стать хорошим родителем, не существует. Каждому родителю надо найти его самостоятельно, опираясь на свою интуицию и наблюдения за ребенком.