Как установить доверительное и дружеское общение с ребёнком
Чтобы помочь ребёнку разобраться в своих чувствах:
1. Необходимо внимательно выслушать ребенка.
2. Разделить его чувства с помощью слов «да...», «хм...», «понятно».
3.Никогда не отрицать его чувства.
4. Назвать его чувства («Ты чувствуешь обиду», «Ты расстроен», и.т.д.).
5. Показать, что вам понятны желания ребенка (подарите ему желаемое в фантазии «Я бы хотела стать волшебницей и …»).
Если ребёнок делиться с вами какой-либо значимой для него информацией родителям нужно удержаться от соблазна:
- предлагать варианты своих решений;
-давать советы;
- морализаторства, нравоучений;
- жалости;
- осуждения;
- излишних вопросов.
Ребёнку в первую очередь хочется быть услышанным, понятым. Почувствовать себя принятым (со всеми своими чувствами и недостатками).
В общении с ребёнком используйте такие эффективные техники слушания как:
- перефразирование;
- активное слушание;
- эмпатическое слушание.
Эмоции, которые подавляются, сохраняются. Чувства, которые допускаются и признаются, теряют свою разрушительную силу.
Называние и признание подавленных эмоций приносит ребёнку облегчение, ощущение эмоционального контакта, близости с родителями.
Причины «плохого» поведения ребенка.
- Борьба за внимание родителей, желание получить внимание.
- Борьба за самостоятельность и протест против слишком большой родительской опеки.
- Месть, протест, выражение подавленных чувств, эмоций.
- Непоследовательность родителей, авторитарный или наоборот попустительский стиль воспитания. Деструктивный способ взаимодействия с ребёнком, негативный пример поведения взрослых.
Что делать родителям:
- Обозначить.Сначала определитесь с ограничениями, которые касаются поведения у вас дома. Они могут и должны соответствовать возрасту ребенка и обстоятельствам, поэтому со временем возможно их преобразование.
- Объяснить.Правила необходимо объяснять, если хотите, чтобы ребенок понял, что от него требуется. Вы могли бы, например, объяснить, что ему нельзя драться (правило) потому, что в вашей семье люди уважают и заботятся друг о друге и об окружающих.
- Напомнить.Будьте готовы снова и снова напоминать ребенку о правилах, пока они не усвоены: «И помни, без кулаков!», «У нас есть правило на этот счет. Что это за правило?».
- Старайтесь делать так, чтобы правил и ограничений было не слишком много.Небольшое количество основных правил, которые легко запомнить, выполнить и которые соответствуют возрасту ребенка, будут более эффективны, чем тысяча и одно, которые забудутся к обеду.
- Будьте непоколебимы. Вы должны быть тверды. Не прогибайтесь под давлением его протестов, приступов гнева и хныканья.
- Учитесь самодисциплине.Если вы устанавливаете новое правило, которое забываете через две секунды, вашему ребенку тяжело понять, к чему прислушиваться.
- Взаимодействие взрослых.Ваше взаимодействие с мужем или женой, а также с любым другим человеком, который заботится о вашем ребёнке, отражается на его поведении по той простой причине, что легче выполнять похожие требования, чем тысячу противоречащих друг другу.
- Пересмотр правил. Правила необходимо пересматривать по мере того, как ребенок развивается и меняются его потребности и ваши требования.
- Можно вместе с ребенком составить список правил, нарисовать, повесить список на видном месте.
Помните: наиболее эффективный и важный стимул – это ваше одобрение при соблюдении правил и строгость при их нарушении.
Педагог-психолог Тажитдинова А.Р.