Нужна ли ребёнку помощь педагога-психолога?
Представлены ряд вопросов, которые вам помогут понять, когда стоит проконсультироваться с педагогом-психологом?
- Какие именно особенности поведения ребёнка вызывают беспокойство?
Важно чётко, без обобщений сформулировать, что именно в поведении ребёнка вас волнует. Формулировки типа «он постоянно капризничает» или «он слишком застенчивый и необщительный» не подойдут, потому что в них мало конкретики. Постарайтесь сформулировать точнее. Например, «он расстраивается, когда приходится нарушать режим и отклоняться от привычного плана действий». Или «на детской площадке он боится знакомиться с другими детьми, а когда к нему кто-то подходит — не идёт на контакт и предпочитает дальше играть один».
- Как часто ребёнок ведёт себя таким образом?
Если вас беспокоят, например, истерики, вспомните, как часто они происходят. Каждый день, пару раз в неделю или реже? Как долго длится истерика? Насколько бурно она обычно проходит? То же самое относится к любым другим беспокоящим вас особенностям поведения: страхам, вспышкам гнева и агрессии, непослушанию и так далее. Может оказаться, что бурные истерики вашего ребёнка — на самом деле редкость.
- Не типично ли такое поведение для детей этого возраста?
Некоторые особенности поведения ребёнка могут быть неприятны для окружающих, но при этом являться возрастной нормой. Например, истерики трёхлетнего малыша. Хорошей идеей будет посоветоваться со специалистом, который много работает с детьми: воспитателем в детском саду, педиатром. Он может подсказать, являются ли особенности поведения вашего ребёнка поводом обратиться к психологу.
- Как долго продолжается такое поведение?
Если беспокоящие вас особенности поведения появились несколько дней назад, то это может быть реакция на какие-то изменения в жизни и связанный с этим стресс. Например, если вы переехали в новую квартиру и малышу стало страшно засыпать по вечерам, это может пройти через несколько дней, когда он освоится. Но лучше быть внимательными: серьёзный стресс может быть причиной обратиться к помогающему специалисту.
5. Мешает ли поведение ребёнка получать удовольствие от жизни?
Пожалуй, это вопрос главный: даже если поведение вписывается в возрастные нормы, но при этом мешает жизни ребёнка и его близких, это повод обратиться к специалистам.