Развитие логики у детей 5-7лет.Простые и легкие задания
Само слово "Логика" в переводе с греческого значит "Способность к рассуждению", "Наука о правильном мышлении". Учитывая, что мышление - основа формирования интеллекта (у детей с умственной отсталостью именно оно страдает больше всего), значение хорошо развитой логики трудно переоценить.
Кроме того, с ней ребёнку будет легче и интереснее учиться. Он сможет:
- Не отвлекаться на второстепенные вещи, а выделять важное среди обилия информации;
- Мыслить последовательно, так как будет развито понимание причинно-следственных связей;
- Сможет формировать собственное мнение, разумно обосновывать его для себя и окружающих.
Особенно актуален вопрос развития логики для детей с задержкой психического развития (ЗПР) и тяжёлыми нарушениями речи. У первых мышление может не соответствовать возрастным нормам, а вторым бывает сложно рассуждать потому, что у них слабый словарный запас. И в первом, и во втором случае пренебрегать развитием логики чревато интеллектуальными нарушениями.
Поскольку у детей после 5 лет начинает развиваться словесно-логическое мышление (словесные-образные рассуждения), желательно не использовать наглядный материал, а проводить занятия устно, чтобы ребёнок совершал мыслительные операции прямо в голове и тут же говорил решение - так попутно с логикой тренируется оперативное мышление и развивается умение внятно излагать свои мысли. Кроме того, у выполнения на слух есть большое преимущество в том, что не нужен никакой инвентарь или даже специальное время - заниматься можно прямо по дороге куда-нибудь или пока ждёшь в очереди.
Но по личному опыту, я знаю, что некоторым детям с тяжёлым нарушением речи и развития может быть сложно, а то и невозможно, ответить при помощи слов. В таком случае всё-таки лучше брать нижеизложенное за основу для создания наглядных занятий на карточках и работать за столом, чтобы ребёнок хотя бы мог показывать верные ответы.
Обобщение
Важнейшая мыслительная операция, появляющаяся у детей ближе к 4-5 годам. Тренировать очень просто - говорите последовательность из 4 слов и просите ребёнка сказать, что общее у всех названных предметов. Могут быть такие варианты:
Корова, свинья, лошадь, овца - домашние животные;
Поезд, метро, трамвай, электричка - железнодорожный транспорт;
Груша, яблоко, банан, персик - фрукты;
Туфли, ботинки, сапоги, сандалии - обувь;
Холодильник, плита, микроволновка, телевизор - бытовые приборы;
Повар, сантехник, электрик, водитель - профессии и т.д;
Если у детей помладше, особенно с нарушением речи, целесообразно тренировать обобщение очевидными отличиями (например, все предметы красные), то детям постарше стоит усложнять задание более сложными категориями - не просто птицы, а домашние, дикие птицы, не просто еда/продукты, а, скажем, кондитерские изделия.
От говорящих детей с нарушениями речи желательно требовать развёрнутого обоснования. Не надо, чтобы малыш буркал "Обувь" и всё, надо просить, чтобы говорил развёрнуто: "Потому, что это всё обувь". Как мама ребёнка с сенсомоторной алалией могу сказать, что это нехитрый, но очень действенный приём, дополнительно тренирующий речь и помогающий ребёнку разговориться, а не отделываться парой слов.
Кроме того, не спешите расстраиваться, если кажется, что ребёнок не справляется - попробуйте уменьшить количество слов до 2-3. Некоторым детям бывает сложно обработать сразу большое количество информации, а с меньшим количеством слов вы сможете сделать задание посильным для ребёнка. Постепенно он станет справляться лучше и можно будет перейти на выполнение в полную силу.
Четвёртый лишний
Спрашиваем, что лишнее и просим обосновать. Примеры могут быть такими:
Платье, рубашка, пальто, туфли (туфли - обувь);
Морковь, свекла, груша, баклажан (груша - фрукт);
Волк, барсук, лиса, корова (корова - домашнее животное);
Баранка, хлеб, булка, творог (творог - молочный продукт);
Опята, мухоморы, сыроежки, подосиновики (мухоморы - несъедобные грибы);
Тумба, шкаф, диван, комод (диван - мягкая мебель);
Селезень, ворон, павлин, курица - (курица - женский род).
Опять же, тут используются более сложные категории, чем на этапе раньше, так как ребёнок должен больше знать про окружающий мир.
Аналогии и антонимы
Помогают актуализировать словарь и находить логичную связку между словами:
- Аналогии:
Ложка чтобы кушать, а нож чтобы - ... (резать);
Туфли это обувь, а платье это ... (одежда);
Летом тепло, а зимой - ... (холодно) и др.
- Антонимы:
Горячо - холодно;
Белый - черный;
Полезно - вредно;
Добрый - злой и т.д.
Слова указаны в качестве примера - их, особенно для детей с речевыми проблемами и задержками развития, надо подбирать в зависимости от индивидуального уровня знаний ребенка.
Сравнение (сходства/различия)
Сравнение - это сложная мыслительная операция, которая становится доступна ребенку в 5+ лет. Задания для него лучше сначала выполнять с картинками, а потом постепенно уходить на словесный уровень, чтобы ребенок уходил от наглядной опоры к образному мышлению - оно лучше напрягает память и воображение.
Упражнения можно брать буквально из воздуха - просто спросите у ребёнка, что общего у, скажем, стула и стола. Ребёнок может ответить, к примеру: 4 ноги, сделаны из дерева, это мебель и т.д.). А затем спросите чем они отличаются (примеры ответов: на стуле сидят, а на столе нет; у стула есть спинка, а у стола нет; стол белого цвета, а стул зелёного).
Это простое на первый взгляд задание помогает ребенку лучше анализировать увиденное, замечать сходства и различия в малейших деталях.
Сколько?
Один из центров арифметического счёта находится в области Брока в поле 45 по Бродману - это тот участок мозга, который по большей части отвечает за повтор движений, управление руками и ртом. Таким образом, если у ребенка есть проблемы с речью, математика может помочь их решить. Однако и без подобного рода нарушений ей не стоит пренебрегать - она здорово шевелит мозги и развивает логическое мышление.
Письменные примеры актуальны для детей, которым трудно говорить. Для ребят с развернутой речью можно прямо на ходу выдумывать простенькие задачки, которые под силу большинству детей с 6-7 лет. Однако, чтобы ребёнок более внимательно вас слушал, лучше выдумывать примеры с интересными ему сюжетами. Например, мой сын любит транспорт и охотно решает задачи в духе: "7 троллейбусов ехали по маршруту, но 2 сломались. Сколько троллейбусов осталось на маршруте?"
А для развития образного мышления и стимуляции памяти можно задавать вопросы типа:
Сколько лапок у 2 куриц?
Сколько хвостов у 3 мышек?
Сколько пальцев на двух руках? (малышу надо отвечать не рассматривая руки) и пр.
Поиск ошибок и несостыковок
Эти задания помогут ребенку тренировать внимание и не сразу же принимать полученную информацию на веру, а хотя б немного анализировать.
Они могут быть в виде картинок-небылиц (для неговорящих) или в виде небылиц-стихов (примеры ниже, карусель листается):
Небылицы
Также, здесь может быть полезен анализ правильности причинно-следственной связи:
"Петя съел бутерброд и поэтому он голодный";
"Аня не смогла зайти домой и поэтому забыла ключи" и т.д. Такие задания ещё и очень полезны для коррекции аграмматизмов и развития полноценного понимания речи.