Оркестр — страна музыкальных инструментов
«Музыкальное воспитание –
это не воспитание музыканта,
а, прежде всего, воспитание человека».
В. А. Сухомлинский
Музыка издавна признавалась незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Пробуждение эмоциональной отзывчивости – первое и главное условие успешного общения детей с искусством.
Наиболее благоприятным в этом отношении является период дошкольного детства, когда дети предрасположены к восприятию различных видов искусства.
Одним из эффективных методов музыкального восприятия дошкольников является такая форма коллективной музыкальной деятельности, как игра в детском оркестре.
Она формирует у ребёнка чувство коллективизма, целеустремлённости, помогает ему преодолеть робость, неуверенность в себе, повышает ответственность за своё участие в общем деле. Расширяет музыкальный кругозор, развивает музыкальные способности: чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух, умение слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре.
В процессе игры на музыкальных инструментах развивается творческая активность и художественный вкус, происходит приобщение к инструментальной музыке и к самостоятельному, осмысленному музицированию.
Вся работа по организации детского оркестра осуществляется согласно цели: «Развитие музыкальных способностей детей в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах» и следуемых из неё основных задач:
1. Научить детей технике звукоизвлечения при игре на музыкальных инструментах.
2. Развивать чувство ансамбля.
3. Развивать познавательные и творческие способности, мыслительную деятельность, память, слух, фантазию, эмоциональную сферу ребенка.
4. Способствовать воспитанию музыкальной культуры, музыкального вкуса, музыкальной памяти.
Оркестровые занятия с детьми имеют свою специфику, внутреннюю логику последовательного прохождения материала, предполагают использование определённых форм работы: индивидуальную, самостоятельную, работа отдельных групп, занятия полным составом оркестра.
Работа начинается со знакомства с музыкальными игрушками и инструментами.
Дети обучаются различать звуки по высоте: высокое и низкое звучание колокольчика, металлофона, фортепиано, узнавать и различать звуки других музыкальных инструментов.(бубна, погремушки, барабана, дудочки).
Каждый раз новые инструменты вводятся в игру постепенно.
Дети с увлечением рассматривают инструменты, трогают их, учатся общаться с ними, извлекают звук, знакомятся с их разнообразным звучанием.
На примере музыкально-дидактических игр «Угадай, какой инструмент звучит», «Угадай, на чём играю?» и т. д. развивается тембровый слух.
Сначала в игре используется только два контрастных по звучанию инструмента, а затем количество инструментов увеличивается.
Музыкально-дидактические игры детей способствуют обучению игре на детских музыкальных инструментах. Примером может послужить игры «Фантазёры», «Кто лучше играет» и др. Для этого выбирается музыкальный инструмент, с которым дети уже знакомились ранее и извлекали звук разными способами (например, деревянные ложки). Дети по очереди играют, придумывая свои способы звукоизвлечения, тем самым осваивая новые приёмы игры на инструменте.
Важно правильное расположение оркестрантов, так как от этого зависит качество звучания оркестра. Все дети должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу.
Важно научить детей слушать друг друга и инструментальное сопровождение, придерживаясь общего темпа и динамики, добиваться правильного баланса в звучании.
Когда оркестр готов, видно, какую радость и удовольствие доставляет он детям.
Дети открывают для себя мир музыкальных звуков и красоту звучания различных инструментов.
Ежедневное использование музыкальных игрушек и инструментов детьми, вызывает у них интерес, расширяет музыкальные впечатления, помогает активно проявить себя в творчестве.
Музыкальный руководитель Дружинина Т.Б.