Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях
Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду.
Целью музыкально-оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий:
- дыхательная гимнастика, повышает показатели диагностики дыхательной системы, развивает певческие способности
Дыхательная гимнастика играет важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
- артикуляционная гимнастика, вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготавливает к правильному произнесению фонем.
Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
- игровой массаж, повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус. деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез
- пальчиковые игры развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление)
Важное место на музыкальных занятиях занимают сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку.
Формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
- речевые игры, развивают музыкальный и речевой слух, выразительность речи, двигательную активность
Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
- музыкотерапия, способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Все технологии здоровьесбережения используются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка. его интересов. Таким образом, результатами музыкально-оздоровительной работы являются:
- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка
- повышение уровня речевого развития
- снижение уровня заболеваемости
- стабильность физической и умственной работоспособности
Играйте вместе с нами
Упражнение «Погреемся» (развитие дыхания)
Мерзнут на ветру ладошки,
Мы погреемся немножко.
(Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом – «А-а-а».
Далее чередуют: на правую бесшумно, на левую – с голосом)
Оздоровительный самомассаж лица «Превращение»
Лепим, лепим ушки – (щипать пальцами раковины ушей)
Слышим хорошо!
Нарисуем глазки – (поглаживать брови, глаза закрыты)
Видим далеко!
Носик мы погладим, (большими пальцами гладить крылья носа)
Усики исправим. (нарисовать указательными пальцами усы)
Теперь мы не ребята, (покружиться)
А веселые зверята! (похлопать в ладоши)
Пальчиковая гимнастика «Посуда»
Раз, два, три, четыре, (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, (загибать пальцы по одному)
Ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили, (загибать пальцы по одному)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали. (удар кулачками друг о друга, хлопки в ладоши)
Речевая игра со «звучащими жестами» «Зимушка-зима»
Ах ты, Зимушка-зима, (Пружинка с поворотами, руки на поясе)
Белоснежная была, (Притопы ногами в ритме фразы)
Белоснежная была, (Шлепки по бедрам в ритме фразы)
Все дорожки замела. (Качают внизу руками вправо-влево, показывая дорожку)
Морозы трескучие, (Прыжки с поворотами вправо-влево, руками бьют себя по плечам в ритме фразы)
А снега сыпучие, (Сверху-вниз махи кистями рук)
Ветры завьюжные, (Качание рук над головой)
И метели дружные. (Моталочка через верх вправо-влево)
Активное слушание «Море»
- Море бывает разное – то приветливое, спокойное, то вдруг налетает страшный ураган и вздымает огромные волны.
Под тихую музыку «Море» Н. Римского-Корсакова дети плавно качают руками и произносит «ш-ш-ш», а под музыку «Шторм» в исполнении Ванессы Мей раскачиваются и гудят.
Музыка для релаксации
Классические произведения:
Т. Альбиони «Адажио»;
И. Бах «Ария из сюиты №3»;
Л. Бетвохен «Лунная соната»;
Э. Григ «Песня Сольвейг»;
К. Глюк «Мелодия»;
К. Дебюсси «Лунный свет»;
Колыбельные;
Н. Римский-Корсаков «Море»;
Г. Свиридов «Романс»;
К. Сен-Сакс «Лебедь»;
П. Чайковский «Осенняя песнь»;
П. Чайковский «Сентиментальный вальс»;
Ф. Шопен «Ноктюрн соль минор»;
Ф. Шуберт «Аве Мария»;
Ф. Шуберт «Серенада»;
Р. Шуман «Грезы».
Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача ДОУ. Организация в детском саду музыкально-оздоровительной работы с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.
Музыкальный руководитель Сильнягина Л.И.