Подбор игрушек и создание условий для игровой деятельности дошкольников.

14.08.2023, 270 просмотров.

Подбор игрушек и создание условий  для игровой деятельности дошкольников.

Критерии подбора игрушек

для разных видов детской деятельности

 

·         привлекательность задаёт мотивационную основу игры и стимулирует активность (внешняя привлекательность, узнаваемость, новизна, рейтинг в современной детской субкультуре и пр.),

·         эстетический аспект - художественные качества игрушки с одной стороны, делают её привлекательной для ребёнка, а с другой формируют его эстетический вкус (красота, художественность исполнения, её эстетическое воздействие на ребенка),

·         связь с культурными традициями своего народа - этнографическое или историко-культурное значение, является незаменимым средством воспитания патриотизма и присвоения «духа своего народа», отражает упрощённый, юмористически или патетически преломлённый стилизованный образ своего народа («традиционность» и принадлежность народной культуре: красивые сувенирные игрушки (матрёшки, деревянные медведи, лошадки, петрушки и пр.),

·         развивающий потенциал игровых действий - в действиях с игрушкой развиваются психические функции, способности и качества личности (качества игрушки, которые позволяют (ориентируют) осуществлять те или иные конкретные действия, а с другой обуславливают её открытость (т.е. возможность инициативного детского действия). Качества, направляющие ребёнка на второстепенные, несущественные для игры действия (например, нажимание кнопок), редуцируют (сокращают) игру к воспроизведению однообразных операций и приковывают ребёнка к стереотипным движениям.

·         возможность и удобство самостоятельных действий ребёнка - возможности действий, заложенные в игрушке, могут нивелироваться качеством её изготовления, поэтому необходима оценка операциональных характеристик игрушки (прочность, соответствующий вес и размер, наличие удобной упаковки, отсутствие каких-либо дефектов пр.).

 

 

Игрушки и материалы для игровой деятельности

 

Сюжетная игра - главная и ведущая деятельность дошкольника.

Её основная особенность - ребёнок создаёт свой воображаемый мир и разыгрывает сюжет с реальными предметами в мнимой, воображаемой ситуации.

Именно в этой деятельности происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка. Детская свободная игра может быть очень разнообразной.

 

Два вида сюжетных игр: ролевая и режиссёрская.

 

Ролевая игра главную действующую роль берет на себя ребенок (или дети) и действует, как будто он кто-то другой.

Главное в такой игре - принять и удерживать роль.

Для более эффективного принятия и удержания роли, т.е. чтобы ребёнок действительно почувствовал себя другим, существует специальный игровой материал — ролевая атрибутика, или маркеры роли, которые делают роль более наглядной.

В игре могут принимать участие и куклы, но как «вспомогательные» персонажи.

 

Режиссёрские игры - игры на ковре или за столом с маленькими куколками, животными и машинками, где ребёнок уже «режиссёр» событий. Дети с увлечением разыгрывают известные им или собственные сочинённые истории.

 

Набор игрушек и материалов для ролевой и режиссерской игры одинаков: персонажи, действующие лица:

·         в режиссёрской игре - образные игрушки,

·         в ролевой игре — сами дети, выполняющие определённые роли. Принятию игровых ролей способствуют специальные маркеры роли.

Для выполнения роли персонажам нужны те или иные конкретные предметы, с которыми они действуют, т.е. предметы оперирования.

И наконец, для создания игрового пространства, в котором разыгрывается сюжет, нужны специальные маркеры, помогающие создать и удержать воображаемую ситуацию.

 

Образные игрушки

Образная игрушка подразумевает наличие некоторого образа живого существа. К образным игрушкам относятся куклы, фигурки животных и персонажей детских сказок.

Образная игрушка:

·         главный персонаж сюжетных игр ребёнка, к которым относятся режиссёрская, сюжетно-ролевая игра и различные их вариации.

·         не только атрибутом для игры, но и партнёром по общению. Ребёнок говорит с куклой и за куклу, сам спрашивает и отвечает за неё, привнося в такое общение свой опыт и переживания.

·         способствует формированию внутренней речи, внутреннего диалога ребёнка, необходимого для понимания и осознания собственных эмоций и переживаний. Таким образом, образные игрушки становится своеобразным психологическим орудием для создания внутреннего мира ребёнка.

·         вводит ребенка в сферу человеческих отношений, смыслов и представлений. Каждая игрушка несёт в себе отпечаток времени и культуры, являясь своеобразным проводником в социум.

·         становится объектом идентификации для ребёнка бессознательно он принимает на себя выражение лица, позу и характер кукольного персонажа. Тем самым игрушка может задавать определенные ценностные ориентиры, этические и эстетические представления.

 

Критерии выбора образной игрушки:

1)       открытость образа, т.е. возможность взять на себя различные переживания и эмоции, возможность совершать в руках ребёнка разнообразные действия, может сделать игрушку средством психического развития (игрушка должна быть открытой для инициативных действий ребёнка, позволять вкладывать в неё свой голос и свой опыт). Образные игрушки, содержащие такие механизмы (ходящие куклы, говорящие и поющие звери, крякающие утки и пр.), часто становятся предметами для манипулирования и экспериментирования, уводя ребёнка от смысла игровой деятельности — создания воображаемой, условной ситуации. Наличие встроенного механизма игрушки навязывает ребёнку определённый способ действия и закрывает возможность настоящей игры, а значит, блокирует инициативность ребёнка.

 

Требования к образным игрушкам разных возрастных групп:

Младшая группа

Образные игрушки выступают персонажами процессуальных игр ребёнок совершает с игрушкой определённые действия (кормит, укладывает спать, расчёсывает и т.д.).

·         размер куклы должен быть удобным для осуществления этих действий, поскольку моторика у ребёнка ещё не сильно развита и ему сложно совершать мелкие движения.

·         Такая игра ещё не предполагает воображаемой ситуации, но у образных игрушек может появляться характер. Однако он не должен быть ярко выражен.

·         отсутствие детализации и подробностей относится и к одежде игрушек ребёнку должно быть удобно одевать или раздевать куклу.

·         подвижные части игрушки должны позволять совершать с ней элементарные действия посадить, поднять руку, повернуть голову и пр.

Наиболее распространённый вид игры с образными игрушками — это режиссёрская игра, в которой ребёнок сам действует с несколькими персонажами и говорит за своих героев. Игрушки выступают в ней в качестве актёров, которыми управляет и руководит ребёнок. Под его руководством, в его руках зайчики, собачки и мишки ходят друг к другу в гости, угощают друг друга, танцуют, беседуют или дерутся. Сюжет и содержание такой игры создаёт сам ребёнок, который выступает в них как режиссёр.

Средняя группа

После 3—4 лет у многих детей появляется интерес к разыгрыванию сюжетов между игрушечными персонажами — ребёнок становится творцом своего мира и режиссёром событий, происходящих в нём.

·         маленькие куклы (от 5 до 20 см), которых удобно держать одной рукой. Для них нужны соответствующие предметы и соразмерное пространство — дом со столиком, кроватками и прочим кукольным хозяйством (см. раздел «Маркеры пространства» и «Предметы оперирования»). Всё это помогает ребёнку

строить свой мир и отображать в нём свой опыт и свои «представления о жизни».

·         Хорошо, если кукла имеет только намеченные черты лица. Тогда ребёнок может дополнить, «дорисовать» её образ, оживить игрушку.

·         По мере того, как ребёнку становятся доступны смыслы поведения и отношения различных персонажей, увеличивается диапазон характеров и образов в игрушках. Дошкольникам нужны куклы разного возраста и разного пола. Игрушки должны быть соразмерными, желательно, чтобы из них можно было бы составить семью или компанию друзей.

Старшая и подготовительная группа

После 5 лет тематика игры у многих детей выходит за пределы семейно-бытовых сюжетов и включает более широкий социальный контекст. Дети играют в больницу, магазин, кафе, парикмахерскую — словом, в то, с чем встречаются в своей жизни. В таких играх участвуют не только сверстники-партнёры, но и куклы. Хорошо, если они большие (от 25 до 40—50 см) и привлекательного вида.

Теперь куклы становятся важными, самобытными персонажами игры. Если в младшем возрасте нужны были в основном куклы-младенцы (пупсы), то теперь их требуется несколько, причём и мальчиков и девочек. У кукол должен быть достаточный гардероб одежды с разными видами застёжек на разные сезоны года. Теперь уже куклам нужны всевозможные аксессуары: расчёски и резиночки для длинных волос, сумки и рюкзачки. Нужно обратить внимание на наличие у кукол обуви. Желателен также шкаф или коробка-комод для кукольной одежды, полка для разнообразной кукольной посуды и пр.

 

 

Характеристики, которые необходимо учитывать, подбирая образные игрушки для детей различного возраста

 

1.  Важным качеством игрушки является её привлекательность для ребёнка, которая мотивирует игру. Привлекательность может обеспечиваться как внешними качествами, так и узнаваемостью образа, который вызывает определённое отношение и подсказывает ребёнку характер действий с ней. Многие образные игрушки обладают высоким рейтингом в детской субкультуре (персонажи популярных мультфильмов, фильмов, книг и пр.). Если образ такой игрушки не противоречит этическим и эстетическим нормам, игрушка может стать средством детской игры.

2.  Развивающий потенциал игровых действий зависит от качественных характеристик игрушки, от возраста детей. Важно определить, насколько узнаваем персонаж, доступно ли ребёнку содержание образа. Например, если это персонаж известного сюжета (сказка, мультфильм), тогда за образом стоит определённая история. Например, образ Буратино будет не понятен ребёнку раннего возраста, но узнаваем для дошкольника.

3.  Характер игрушки комплексный показатель, который представлен совокупностью внешних признаков (эмоции, одежда, поза, аксессуары и пр.). Характеры кукол или игрушечных животных многообразны (агрессивные, весёлые, унылые, демонстративные, нейтральные и др.).

4.  Размер игрушки определяет, для какой именно игры она предназначена. Для процессуальных игр игрушки должны быть достаточно крупными (от 20 до 50 см), для режиссёрских игр подходят маленькие куклы до 20 см, для ролевых игр куклы и животные от 20 до 40 см.

5.  Детализация, т.е. количество дополнительных деталей, которые могут присутствовать как в самой игрушке, так и в одежде и аксессуарах, прилагаемых к ней. Излишнее разнообразие «приданого» к образной игрушке может превратить игру в манипулирование, сведя действия с ней к использованию готовых предметов. Необходимо лишь то количество деталей, которое обеспечивает игру, но не перегружает её стереотипными действиями. При этом отсутствие дополнительных деталей не считается препятствием для игры, а значит, и недостатком игрушки.

6.  Техническая оснащённость, которая делает игрушку закрытой. Игрушки с техническими «способностями» уводят ребёнка от игровых действий, от создания воображаемых ситуаций и обладают низким развивающим потенциалом.

7.  Подвижность частей образной игрушки обеспечивает удобство действия с ней. В соответствии с игровым замыслом она позволяет посадить куклу или собачку, поднять ей руку, повернуть голову.

8.  При выборе игрушки следует учитывать также её устойчивость, прочность и качество материала. Неустойчивость персонажей сюжетных игр, их неспособность

«держать позу», затрудняет игровые действия.

Например, кукла, у которой разъезжаются ноги, не может ни сидеть, ни стоять и мало пригодна для игры из-за невозможности совершать с ней различные игровые действия. Качество материала, из которого сделана игрушка, определяет вариативность действия (искупать, расчесать, посадить, поставить и пр.).

Важна также прочность игрушки. Отваливающиеся части тела у куклы, непрочные швы на мягких игрушках или плохо крутящиеся колёса машинки резко снижают игровые качества игрушки.

 

Транспортные игрушки

Транспортные игрушки это игрушки, отображающие различные виды транспорта:

·         машины (легковые и грузовые, машины скорой помощи и полиции и пр.),

·         железнодорожный, авиа- или водный транспорт,

·         приспособления для механической транспортировки: тачки, коляски, кареты, тележки и пр.

Игрушечный транспорт придаёт игре динамику:

·         стимулирует предметные игровые действия,

·         расширяет пространство сюжета за счёт возможности перемещения персонажей и предметов,

·         способствует различным видам экспериментирования.

·         служит материалом для познавательной деятельности (знакомство с техническим устройством машин и механизмов) и игр, в основе которых лежат правила дорожного движения.

 

Важно подчеркнуть:

Ø  технические усложнения транспортной игрушки наличие батареек, электронной «начинки», пульта управления и т.д.не только не нужны, но и могут оказать вредное воздействие на развитие ребёнка.

Ø  самостоятельное движение заводной или электронной игрушки может стать препятствием для собственной двигательной активности детей,

Ø  приводит к исчезновению игры,

Ø  к отсутствию воображения и творческого подхода к решению игровых задач.

Ø  «Самодвижущиеся» игрушки учат лишь набору стереотипных движений — включить, выключить, передвинуть рычаг и т.д., в результате воображаемый, игровой план действия не возникает и манипуляции с игрушкой носят формальный, автоматический характер.

В отличие от настоящей, игрушечная машинка чем проще, тем лучше.

Воспитатель Молчанова В.В.

Фотоальбом
Выставка творческих работ, посвященная 75-летию Великой Победы
Выставка детских рисунков отборочного тура городского конкурса "Юный огнеборец"
Выставка детских рисунков отборочного тура конкурса "Портрет моего прадеда"
Акция #СадПамятиДома
Акция #Окна_Победы
Проект «Медали моего деда»
Всероссийская акция «Георгиевская  ленточка»
Акция "Бессмертный полк-онлайн"
Всероссийская акция "Фонарики Победы"
Выставка фотоколлажей "Вместе дружная 7-я"
Выставка рисунков "Моя семья"
Фото - конкурс "Папа, мама, я - спортивная семья"
Выставка  отборочного тура городского фотоконкурса "Моё безопасное детство "
Акция "Яблочко от яблони..."
Конкурс "Летние вкусняшки"

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!