О нормальном речевом развитии ребенка
Возраст от 2 до 5мес. называют периодом гуления.
Если Ваш ребенок развивается в соответствии с возрастной нормой, он активно гулит, произносит нараспев отдельные звуки. Гуление не возникает у младенца стихийно. Его появление связано с эмоциональным общением со взрослым.
К 5-6 месяцам нормально развивающийся младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов: «ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо». Именно в 5 мес. у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как Вы произносите звуки. Это очень важно!
К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова «Да» и «Нет», сопровождая их соответствующими жестами.
К году в его словаре будет уже 10-15 осознанно произносимых слов, например: «МАМА, ПАПА, ДАЙ, НА, ПИТЬ, КО-КО, БИ-БИ» и т.п.
К 1,5-2 годам в речи крохи должны появиться предложения, например: «Мама, дай сок», «Хочу пить чай!». Появляются первые прилагательные: «хороший, плохой, большой, маленький, красный». Но при этом допускается не правильное произнесение этих слов (хаёси).
К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш все согласные звуки произносит смягченно). В этом возрасте дети правильно воспроизводят (говорят) гласные и согласные
( б-бь, п-пь, м-мь, т-ть, н-нь, к-кь, г-гь, в-вь, ф-фь.
Строит простые распространенные предложения например: («Папа купил мне новую машину»). Допускаются грамматические ошибки («пить чашки», «копать лопатком» и т.д.)
Ребенок должен легко запоминать и рассказывать небольшие стишки.
К 4 годам малыш правильно произносит свистящие звуки (С,З) использует в речи сложные предложения например: («Я люблю рисовать красками, потому что они цветные»).
Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук (Р)!
К 5 годам ваш ребенок должен произносить правильно все шипящие звуки (Ш,Ж,Щ,Ч), не допускается в речи грамматические ошибки, например:(Пять конфета, правильно - пять конфет или Медвезонки гуляют, правильно – медвежата гуляют).
В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка. Может пересказать сказку. Владеет всеми формами устной речи: диалогической, монологической и ситуативной.
учитель-логопед МАДОУ д/с №12
Загоскина Евгения Александровна