Рекомендации логопеда по профилактике речевых нарушений
Труды родителей или других близких людей в развитии речи ребенка играют важную роль. В настоящее время разработано множество методических пособий, помогающих родителям развивать речь ребенка, но если ребенок плохо говорит или вообще не говорит, то в этом случае необходимо обратится за помощью к специалисту.
Для профилактики речевых нарушений у детей, родителям рекомендуется:
- отчетливо произносить взрослым неправильно сказанные ребенком слова, в ненавязчивой форме.
- приучать ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению;
- систематически создавать такие ситуации, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться «понимать его с полуслова» и тем более с одного только жеста ли взгляда);
- исключить случаи «сюсюкания» с ребенком, лишающего его правильного образца речи взрослого;
- исключить случаи сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию так называемого перекрёстного прикуса);
- заниматься ритмикой, музыкой и пением; последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи;
- развивать тонкую ручную моторику, играющую чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.
Рекомендации других специалистов
- Предупреждение ушибов головы, что может привести к потере речи.
- Охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний.
- Охрана артикуляционных органов: предупреждение (и лечение) рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата.
- Предупредить преждевременную потерю зубов, поскольку потеря зубов у детей ввязывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов);
- Своевременно подрезать уздечку языка (не позднее 4-5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка).
- Охранять нервную систему ребенка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного вида запугиваний, щадящий подход к ребенку во время любой болезни и т.д.); этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь – заикания.
Учитель-логопед: Загоскина Е.А.