Формирование лексико - грамматического строя речи у дошкольников
При нормальном развитии речи дети к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных, т.е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности, которые встречаются у детей, касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падеже множественного числа (стулы, деревы, колесов, деревов).
Важным показателем правильной речи ребёнка является умение использовать предлоги, верно согласовывать существительные с прилагательными и числительными. К 3 – 4 годам дети в основном правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги, свободно пользуются ими в своих высказываниях.
К пяти годам дети усваивают основные формы согласования слов: существительных с прилагательными всех трёх родов, с числительными в именительном падеже.
Рекомендуется следующие игры и упражнения:
Проведите с ребёнком игру «Один и много». Вы называете один
предмет, а ребёнок – много.
Огурец-огурцы Баклажан Редька
Помидор Кабачок Редиска
Боб Тыква Патиссон
Дать «ласковые имена»:
Валя-Валечка Вася Соня
Саша-Сашенька Даша Ира
Люда Катя Аня
Зина Рая Сима
Серёжа Миша Костя
Дима Наташа Вера
Игровое упражнение «Чье все это?»
Ребенку показываете картинку с изображением животного, и задаете вопрос, на который нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чье ухо? Чья голова? Чьи глаза? и т.д.
Корова — коровий, коровье, коровья, коровьи.
Заяц — заячий, заячье, заячья, заячьи.
Овца — овечий, овечье, овечья, овечьи.
Лошадь — лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.
Кошка — кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.
Игра «Отгадай предметы»
Подобрать по несколько существительных к прилагательным.
Красные машины, стулья, блюдца.
Синие …
Тёплые …
Металлические …
Вязаные …
Шерстяные …
Пластмассовые …
Существительные должны быть всех трёх родов.
Упражнение
Вставить подходящие по смыслу слова (прилагательные).
Солнце, как мяч, круглое.
Руки, как лёд, …
Нож, как бритва …
Шоссе, как стрела, …
Снег, словно пух, …
Трава, как изумруд …
Игра «Сосчитай предметы»
Предложите ребенку сосчитать предметы.
Например: одна вилка, две вилки, три вилки, четыре вилки, пять вилок и т.д.
Играя со своими детьми в речевые игры, придерживайтесь
следующих рекомендаций:
- Не перебивайте ребенка, умейте выслушать ребенка.
- Следите за его звукопроизношением, ненавязчиво поправляйте.
- Уделяйте постоянное внимание собственной речи, так как ваша речь для ребенка является образцом правильного развития речи.
Учитель-логопед: Загоскина Е.А.