Зачем нужна артикуляционная гимнастика?
Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности, дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое нёбо.
Очень часто дети не могут произнести звук из-за слабых мышц губ, щёк и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения. Каждый нарушенный звук мы как бы раскладываем на составляющие – артикуляционные позиции или упражнения, а потом собираем из них чистый (правильный звук).
Некоторые дети не могут быстро перейти с одного звука на другой, для них тоже есть специальные упражнения на переключения.
Таким образом, артикуляционная гимнастика нужна для укрепления мышц артикуляционного аппарата ребенка, развития силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Она улучшает кровоснабжения, нервной проводимости и подвижности артикуляционных органов; снижает напряжённость, способствует правильному произношению звуков.