Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях

24.11.2023, 58 просмотров.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях

Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду.

Целью музыкально-оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий:

- дыхательная гимнастика, повышает показатели диагностики дыхательной системы, развивает певческие способности

Дыхательная гимнастика играет важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

- артикуляционная гимнастика, вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготавливает к правильному произнесению фонем.

Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

- игровой массаж, повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус. деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез

- пальчиковые игры  развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление)

Важное место на музыкальных занятиях занимают сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку.

 Формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

- речевые игры, развивают музыкальный и речевой слух, выразительность речи, двигательную активность

Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятияхзанятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

музыкотерапия, способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Все технологии здоровьесбережения используются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка. его интересов. Таким образом, результатами музыкально-оздоровительной работы являются:

- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей

- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка

- повышение уровня речевого развития

- снижение уровня заболеваемости

- стабильность физической и умственной работоспособности

Играйте вместе с нами

Упражнение «Погреемся» (развитие дыхания)

Мерзнут на ветру ладошки,

Мы погреемся немножко.

(Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом – «А-а-а».

Далее чередуют: на правую бесшумно, на левую – с голосом)

Оздоровительный самомассаж лица «Превращение»

Лепим, лепим ушки – (щипать пальцами раковины ушей)

Слышим хорошо!

Нарисуем глазки – (поглаживать брови, глаза закрыты)

Видим далеко!

Носик мы погладим, (большими пальцами гладить крылья носа)

Усики исправим. (нарисовать указательными пальцами усы)

Теперь мы не ребята, (покружиться)

А веселые зверята! (похлопать в ладоши)

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Раз, два, три, четыре, (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, (загибать пальцы по одному)

Ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили, (загибать пальцы по одному)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.  (удар кулачками друг о друга, хлопки в ладоши)

Речевая игра со «звучащими жестами» «Зимушка-зима»

Ах ты, Зимушка-зима, (Пружинка с поворотами, руки на поясе)

Белоснежная была, (Притопы ногами в ритме фразы)

Белоснежная была, (Шлепки по бедрам в ритме фразы)

Все дорожки замела. (Качают внизу руками вправо-влево, показывая дорожку)

Морозы трескучие, (Прыжки с поворотами вправо-влево, руками бьют себя по плечам в ритме фразы)

А снега сыпучие, (Сверху-вниз махи кистями рук)

Ветры завьюжные, (Качание рук над головой)

И метели дружные. (Моталочка через верх вправо-влево)

                 Активное слушание «Море»

- Море бывает разное – то приветливое, спокойное, то вдруг налетает страшный ураган и вздымает огромные волны.

Под тихую музыку «Море» Н. Римского-Корсакова дети плавно качают руками и произносит «ш-ш-ш», а под музыку «Шторм» в исполнении Ванессы Мей раскачиваются и гудят.

Музыка для релаксации

Классические произведения:

Т. Альбиони «Адажио»;

И. Бах «Ария из сюиты №3»;

Л. Бетвохен «Лунная соната»;

Э. Григ «Песня Сольвейг»;

К. Глюк «Мелодия»;

К. Дебюсси «Лунный свет»;

Колыбельные;

Н. Римский-Корсаков «Море»;

Г. Свиридов «Романс»;

К. Сен-Сакс «Лебедь»;

П. Чайковский «Осенняя песнь»;

П. Чайковский «Сентиментальный вальс»;

Ф. Шопен «Ноктюрн соль минор»;

Ф. Шуберт «Аве Мария»;

Ф. Шуберт «Серенада»;

Р. Шуман «Грезы».

   Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача ДОУ. Организация в детском саду музыкально-оздоровительной работы с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

 

Музыкальный руководитель Сильнягина Л.И.

Фотоальбом
Выставка творческих работ, посвященная 75-летию Великой Победы
Выставка детских рисунков отборочного тура городского конкурса "Юный огнеборец"
Выставка детских рисунков отборочного тура конкурса "Портрет моего прадеда"
Акция #СадПамятиДома
Акция #Окна_Победы
Проект «Медали моего деда»
Всероссийская акция «Георгиевская  ленточка»
Акция "Бессмертный полк-онлайн"
Всероссийская акция "Фонарики Победы"
Выставка фотоколлажей "Вместе дружная 7-я"
Выставка рисунков "Моя семья"
Фото - конкурс "Папа, мама, я - спортивная семья"
Выставка  отборочного тура городского фотоконкурса "Моё безопасное детство "
Акция "Яблочко от яблони..."
Конкурс "Летние вкусняшки"

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!